You are viewing glupii

Previous Entry | Next Entry

Как хоронят мусульман

stupid

Мир вам, о лежащие здесь верующие и мусульмане!
Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам,
и Аллах помилует тех из нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался,
и я прошу Аллаха об избавлении для нас и для вас!

Слова, произносимые при посещении могил.


Как бы это странно не прозвучало, но желание узнать об обряде похорон у мусульман началось с вида с балкона. Да-да, именно так.
Солнечным декабрьским днем, приземлившись в аэропорту Стамбула и проделав далекий, но лёгкий путь до отеля, который располагался в самом центре города, мы оплатили номер, получили ключи, поднялись на 4-й этаж и я тут же высунул нос на балкон, посмотреть на открывающийся вид. Каково же было мое удивление от увиденного.. балкона, собственно, никакого не было, а была узкая винтовая лестница, с которой ничего не стоило свалиться вниз, да и вид сразил наповал - внизу, прямо под окнами, было кладбище. Пусть маленькое и очень старое, но всё же. В первый момент я оторопел, но тут за воротами кладбища проехал и весело прозвенел яркий трамвай, и всё встало на свои места - кладбище меня уже не пугало, за окнами была Жизнь во всех ее проявлениях.

Несколькими днями позже нам рассказали, что на этом кладбище похоронены имамы (в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, по-нашему священники), но я уже задался целью посмотреть, как выглядят кладбища, на которых похоронены обычные люди и узнать, как проходит обряд похорон.

Собственно, данный пост и содержит информацию об этом.











Это наш маленький номер. Сложно представить, что за этим окном открывается вид на кладбище.


Вид с винтовой лестницы, которая в номере заменяла балкон.


Могилы имамов. Впрочем, начитавшись разных источников, я совершенно не уверен, что это имамы. По найденной мной информации памятники женщинам легко отличить по изысканным украшениям - резным цветам, шляпкам, платкам. На крайней левой могиле как раз цветок. Над мужскими могилами верхняя часть обычно выполнена в виде головного убора - в средней могиле украшением является тюрбан, что говорит нам о том, что там похоронен человек высокого социального положения, да и крайняя справа с украшением в виде фески скорее всего принадлежит человеку не бедному. Кладбище закрыто для посещений, но из нашего номера я частенько наблюдал, как любопытные туристы просовывают руки с фотоаппаратами через дырки в двери и фотографируют его.


Но рассказать я вам хотел не об этом, а непосредственно о самом обряде похорон:

1. Умершего омывают.
2. Шариат запрещает хоронить умершего человека в одежде, поэтому его заворачивают в саван - мужчину в 3 ткани, женщину в 5 тканей.
3. Мусульмане никогда не хоронят людей в гробах. Для этого используют специальные похоронные носилки (тобут). Носилки с телом кладутся на землю перед имамом, который обращает свой лик в сторону Каабы. Имам стоит у головы мужчины или у середины тела женщины. Если молитва читается одновременно для мужчины, женщины, мальчика и девочки, то умерших кладут в следующем порядке: перед имамом – мужчину, за ним – мальчика (имам стоит на уровне их головы), затем – женщина, за ней – девочка (имам стоит на уровне середины их тел).

Рекомендуется как можно скорее похоронить умершего. Правоверного мусульманина обязательно должны похоронить в день смерти до захода солнца. Если человек умер ночью, то хоронят на следующий день и также нужно успеть до заката. Рекомендуется хоронить умершего на ближайшем кладбище. Такая поспешность объясняется жарким климатом южных стран, откуда по свету пошёл ислам.



4. Могила выглядит следующим образом - в первую очередь вырывается яма длиной 200 см, шириной около 75 см и глубиной 130 см. После этого в ней вырывается боковое углубление, называемое ляхад. Впоследствии в него будет уложено тело. Высота ляхада должна быть примерно 55 см. Его ширина 50 см, из них 25 см – внутри, а 25 см – снаружи.



5. Женщины на похоронах не присутствуют. В зависимости от размеров тела умершего в могиле могут пребывать 2 или 3 человек, которые будут его принимать. Другие двое (трое, четверо), находящиеся на земле, опускают усопшего в могилу. Приняв тело, его укладывают в ляхад.





6. Умерший должен лежать на правом боку, а голова его направлена к Кибле (Кибла - направление на Каабу в городе Мекка, Кааба - мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети в Мекке). Для этого под голову подкладывают немного земли и подпирают спину камнями.





Согласно Сунне Пророка запрещено возвышать могилы над землей больше, чем на 15-20 см. На могилу устанавливаются 2 камня, либо 2 необожженных кирпича: на уровне головы и ног. После этого желательно покрыть могилу щебнем и побрызгать ее водой, чтобы мелкие камушки слиплись с землей.

Всем, кто участвовал в похоронной процессии, после погребения необходимо молиться за умершего. Каждый мусульманин, заходя на кладбище для погребения, должен обязательно вспоминать о Судном дне и будущей жизни, готовится к собственной смерти, наблюдать за положением мертвых. Ведь снаружи все могилы выглядят одинаково, зато внутри – у кого-то сад из садов Рая, а у кого-то – яма из ям Ада. Всем находящимся на кладбище нужно соблюдать спокойствие и тишину, испытывать страх перед Аллахом, избегать разговоров на мирские темы.

Нельзя сидеть на могилах и наступать на них, запрещено читать Коран у могилы, так же запрещено класть на могилы цветы, зеленую траву, выращивать на них деревья и т.п. Нельзя многократно обрызгивать могилу водой.

Не нужно стремиться сделать могилу особенной, отличающейся от других. Запрещено обкладывать ее мрамором, строить на ней что-либо, устанавливать памятники.

Нужно поддерживать родственников умершего, пока они не смирятся с происшедшим и не забудут об этом. Поддерживать их нужно разными способами: например, звонить им, встречаться с ними в мечети, на улице, на кладбище. Нужно ходить к ним домой, разговаривать с ними, успокаивать их, но не нужно задерживаться у них дома. Желательно почаще вспоминать о Судном дне, о собственном самовоспитании. Не рекомендуется обнимать их, так как считается, что объятия совершаются после радостных событий. Объятие же после траурных и трагических происшествий лишь увеличивает скорбь, вызывает плач, поэтому лучше избегать этого. Ведь смысл поддержки – это помощь и укрепление родственников, чтобы они перенесли утрату близкого им человека и своим терпением получили награду от Аллаха. *Использованный источник информации

Ну и в заключении несколько фотографий, как выглядит современная часть кладбища "Караджа Ахмед", которое находится в азиатской части Стамбула в районе Юскюдар. Надо отметить, что это кладбище очень древнее, старейшее сохранившееся захоронение в нем датируется 1521 годом. Отправляясь туда, я хотел посмотреть именно старую его часть, но, зайдя, стало понятно, что найти древние могилы без посторонней помощи вряд ли возможно, мы прошли совсем чуть-чуть, я сделал три фотографии и мы вышли обратно.

Впрочем, по этим трем фото вполне понятно, как выглядят современные захоронения.







Comments

( 69 comments — Leave a comment )
julia_fotograph
Jan. 16th, 2013 08:18 am (UTC)
Я знала,что обязательно будет пост про кладбище)))) странно,что отель так вплотную к кладбищу) или для турок это нормально?:)
glupii
Jan. 16th, 2013 08:29 am (UTC)
какая ты прозорливая, однако -))
в самом центре вполне нормально, там идешь и такие кладбища маленькие на каждом шагу, а вокруг дома и отели налеплены - никто и внимания на них не обращает, это в порядке вещей. причем на это кладбище окна не только нашего отеля выходили, но еще как минимум двух соседних.
intsio
Jan. 16th, 2013 08:21 am (UTC)
Интересная информация. И хочу сказать, что из кладбища мне нравятся больше наших. Никогда не понимала обычая устраивать застолья на кладбищах, заборчиков и искусственных цветов(( моя мама еще при жизни сказала никаких памятников ей не ставить- только крест. У нее только крест и Березка у изголовья растет
glupii
Jan. 16th, 2013 08:48 am (UTC)
еще раз спасибо тебе за дополнение к ней -)
а у нас да, ты права, сразу видно, кто богач, кто бедняк, тут даже после смерти соревнование.
(no subject) - intsio - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
doc_kasper
Jan. 16th, 2013 08:21 am (UTC)
получается, что сейчас многие традиции не соблюдают (могилы значительно выше 15 см и цветы с травой на них есть).
glupii
Jan. 16th, 2013 08:25 am (UTC)
времена меняются - это нормально, что какие то идут нововведения. мы и одну могилу с фотографией на ней видели, но в целом все соблюдается - все скромно и строго.
(no subject) - doc_kasper - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - glupii - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
adjedan
Jan. 16th, 2013 08:32 am (UTC)
Очень человеколюбивые обычаи. А мне помнится из детства - рядом жили соседи - татарская семья. Так кто-то рассказывал, что они хоронят тело человека в сидячем положении.
glupii
Jan. 16th, 2013 08:36 am (UTC)
вот кстати, я поспрашивал нескольких своих друзей в процессе написания этого поста, знают ли они, как хоронят, двое были вообще не в курсе, а один сказал - сидя.
но получается, что это заблуждение.
(no subject) - pioner71 - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - glupii - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - pioner71 - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - glupii - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - Inna Biryuleva - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - glupii - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
seakonst
Jan. 16th, 2013 08:36 am (UTC)
Ничего не имел бы против отельных окон на кладбище.
Некоторые могилы возвышаются над землёй более допустимого.
glupii
Jan. 16th, 2013 08:47 am (UTC)
могу предположить, что канонические правила с течением времени претерпевают изменения
caterina_it
Jan. 16th, 2013 08:55 am (UTC)
очень познавательно. я вообще ничего не знала из написанного.
вот на предпоследней фотке дата смерти 19.17.2005? или я что-то не поняла?

а что за каменным забором напротив? )
glupii
Jan. 16th, 2013 09:08 am (UTC)
с датами смерти и мне не все понятно, это не единственная могила с такими странными числами. надеюсь, пост посмотрит кто-то сведующий в этом вопросе и подскажет что да как.
а за забором Дворец Топкапы
(no subject) - caterina_it - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - glupii - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - caterina_it - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - pioner71 - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
mrsalp
Jan. 16th, 2013 09:15 am (UTC)
Спасибо за пост, интересно было узнать.
Я вот тоже слышала от татар, что сидя хоронят. Может, есть свои особенности у них.
glupii
Jan. 16th, 2013 09:24 am (UTC)
да, похоже на правду конкретно о татарах - гугл нашел следующее:

"Обряд похорон у татар происходит совершенно необычным для нас способом. Татары оборачивают покойника в белые платки, надевают на ноги чулки и туфли, а на голову кладут ермолку (с белой кисточкой). Покойника располагают в могиле в сидячем положении. Чтобы усопший не испытывал нужды, могилу кладется вода, хлеб, огниво, табак и трубка.
По обычаю положено, что чтобы могилу подготавливали друзья покойника, они же и выносят его тело на руках. А вот родственники должны следовать за покойником с некими причитаниями.
На кладбище возле могилы разрешено находиться только муллу, который произносить молитву, припав лицом к земле. В процессе молитвы мулла обращается к умершему с различными вопросами, на которые сам же дает ответ.
После похорон проводятся поминки, которые повторяются через 3, 9 дней."

но насколько источник достоверен не знаю.
(no subject) - mrsalp - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
donna_laura
Jan. 16th, 2013 09:21 am (UTC)
А мы в Австрии жили рядом с католическим кладбищем.
Правда, у меня не возникло желание узнать ритуалы захоронения у католиков. Но на кладбище зашли. Достойно!
glupii
Jan. 16th, 2013 09:36 am (UTC)
интересно знать обычаи людей, в чьей стране был и чей город запал в душу... хотя тема своеобразная, да.
(no subject) - Inna Biryuleva - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
aibolit56
Jan. 16th, 2013 10:37 am (UTC)
Любопытные обычаи. А твой пост интересный и жизнеутверждающий. Хоть и про кладбИще.
phoca_vitulina
Jan. 16th, 2013 10:49 am (UTC)
Пару недель назад в Барселоне решил заглянуть на кладбище на холме Монтжуик. Тоже была интересна старая его часть. Вот где без посторонней помощи точно ничего не найти.
Издалека кладбище показалось районом пятиэтажек. Хоронят в склепах: два места в ширину, с десяток в высоту и много-много в длинну. Таких вместительных общих склепов там целые улицы. Для доступа к верхним местам используют передвижные лестницы. Я видел кусочек кладбища с номерами мест под 20000 и автобусные остановки специального местного маршрута...
Человек я не самый впечатлительный, но уйти оттуда захотелось безотлагательно. Впечатления непередаваемые.
glupii
Jan. 16th, 2013 06:24 pm (UTC)
понимаю.
у меня самые непередаваемые впечатления от португальского кладбища в Лиссабоне - там именно что улицы склепов, в которых на полочках стоят гробы, штук до 20 в каждом из склепов - видимо, португальцы используют специальную технику бальзамирования для того, чтобы гробы могла спокойно при свежем воздухе столетиями лежать в склепах.
вот оттуда, вот прям как ты и говоришь, мне уйти захотелось безотлагательно, а снимать я там овсе не смог.
dachshund
Jan. 16th, 2013 11:08 am (UTC)
современные могилы турок теперь похожи на христианские еропейские...
glupii
Jan. 16th, 2013 06:25 pm (UTC)
но кладбище в целом - не похоже вовсе. у мусульман слишком все одинаково и строго, а у нас сразу видно, богатым был человек при жизни или так - по пиршеству памятника на могиле.
malyusya
Jan. 16th, 2013 11:20 am (UTC)
Спасибо, очень интересно!
На последней фотографии - цветы на могиле. Не по правилам вроде?
glupii
Jan. 16th, 2013 06:28 pm (UTC)
насколько я понимаю, правила я цитировал канонические, но времена меняются и меняются ритуалы так или иначе (ведь современные могилы, согласись, сильно отличаются от могил тех, что наблюдал я под окнами своего отеля). вот и цветы кое-где появились, кое-где деревья не срубили..
(no subject) - malyusya - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
ckuld
Jan. 16th, 2013 11:27 am (UTC)
Интересно было почитать, спасибо :) Я вот смотрю на крайние в посте фотографии и в принципе увиденное не сильно отличается от наших кладбишь. Не современных, а во от старых захоронений.У нас крест и на кресте табличка с имененм, а тут просто табличка. Кому-то хватило денег на камень, кому-то нет. Но я обратила внимание на то, что дорожки между могилами уложены камнем, у нас же просто земля.
glupii
Jan. 16th, 2013 06:31 pm (UTC)
да, согласен, общее есть. насчет уложены камнями - скорее всего, так не везде. изначально по Корану, насколько я помню, на могилы вообще нельзя ступать в обуви, можно только босиком, но насколько я видел на кладбище Караджа Ахмед - никто из мусульман босиком не ходил.
mila_hunguide
Jan. 16th, 2013 11:53 am (UTC)
Как хорошо, что Вам не нужно объяснять, почему у психически здорового человека появляется тяга узнать о ритуальных обрядах других народов или посетить кладбише в другой стране.
Я тоже однажды совершенно целенаправленно посетила Еврейское кладбище в Будапеште. И увидела такое, о чем и не догадывалась.
Если Вам интересно, посмотрите мой пост в архиве.
Большое спасибо за Ваш репортаж!
glupii
Jan. 16th, 2013 06:33 pm (UTC)
конечно интересно, и обязательно его посмотрю (вернее, уже пошел искать) -))
vilgun
Jan. 17th, 2013 07:32 am (UTC)
как все подробно рассписано !
rualy
Jan. 17th, 2013 09:56 am (UTC)
Как у них все сложно
wildduck
Jan. 17th, 2013 02:35 pm (UTC)
Какая замечательная, целая научно-познавательная статья!:)
..до 29-ти лет я жила среди мусульман. И все их обычаи, вся жизнь - это было так естественно, так обычно и совершенно не удивительно.
Но когда я приехала в Москву, оказалось, что никто в этом огромном Вавилоне не знает ничего о мусульманах (кроме того, что они что-то взрывают:), и, в частности о татарах (которые те же мусульмане) и которые всего-то в 800-ах километрах от Москвы.. И вдруг моя прошлая обычная жизнь оказалась просто экзотическим явлением!:)))))) Первые три года у меня было стойкое ощущение, что я приехала с какого-то острова, еще не открытого человеком. На какие только вопросы мне приходилось отвечать, о, Боги!!!:)

PS: Глю, туган, сөекле!:)))) Ты должен обязательно посетить Казань, Свияжск и Булгары! :))))) Там очень красиво! есть что фотографировать!... ну и остальное тоже..:))
glupii
Jan. 17th, 2013 03:41 pm (UTC)
слушай, я в таком случае присоединюсь к потоку дурацких вопросов - как все же хоронят татары? неужели и вправду сидя? а то вон у меня френды в комментах подобное предполагают..
в Казань вполне возможно получится летом, остальное пока не планировал.
(no subject) - wildduck - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - glupii - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - wildduck - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - glupii - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - wildduck - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
lady_catari
Jan. 18th, 2013 08:59 am (UTC)
Пост очень познавательный, спасибо.)
glupii
Jan. 18th, 2013 10:41 am (UTC)
пожалуйста -))
yojik37
Jan. 19th, 2013 05:08 pm (UTC)
внезапно.. я наверное не сильно обрадовалась бы такому виду из окна.. совершенно точно не обрадовалась бы..(
необычно у них могилы устроены, интересно...
glupii
Jan. 19th, 2013 05:29 pm (UTC)
окна отеля выходят на 2 стороны, со второй - на уютную улочку, так что при желании вполне можно было поменять. но мы на семейном совете посовещались и решили, что пусть будет кладбище -)
(no subject) - yojik37 - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
kolls
Jan. 23rd, 2013 01:02 pm (UTC)
Ну расписано все уж прям совсем детально и много элементов лишних. Так называемых - особенных религиозных деталей и традиций.
Но я не по наслышке знаю как хоронят мусульман)) и умеряю, что в России этопроисходит в 20 раз проще.
Скажут так - обычные самые похороны... только вместо креста - полумесяц.
glupii
Jan. 23rd, 2013 01:08 pm (UTC)
это итак сильно урезанный вариант, ты не представляешь, сколько "лишних" элементов я из поста убрал, ибо явно не все готовы читать про то, как принято обмывать тело..
насчет России - согласен, ту все сильно "попроще". у нас в Москве, насколько я понимаю, хоронят в чем-то, похожем на гроб, плюс я видел могилы мусульман и вовсе на православных кладбищах.
(no subject) - kolls - . th, 12:00 am (UTC) - Expand
ezevikka
Jan. 27th, 2013 01:33 pm (UTC)
и поучительно, и интересно, и жутковато. Но очень понятно. Не зря столько читала :)
aryskan
Mar. 28th, 2013 06:57 pm (UTC)
Когда мы спустились от кафе "Пьер Лоти" вниз, на кладбище, то нам два кладбищенских служителя внезапно провели небольшую экскурсию на вполне понятной смеси английского и турецкого. Так вот - на могиле государственных чиновников устанавливали надгробие с феской, у суфиев - чалму, причем чем выше пост занимал чиновник, тем бОльшая феска на могиле, и чем уважаемей в своей тусовке был суфий при жизни, тем бОльшая чалма ему полагалась на могиле. Могилы женщин венчали надгробия с вырезанными в камне цветами, причем количество цветков указывало на количество детей у женщины при жизни. Так-то.
glupii
Mar. 29th, 2013 06:38 am (UTC)
твои слова лишь подтверждают мои предположения, спасибо!
только вот про количество цветков на могилах женщин не понял - ну два понятно как поставить цветка в голове и ногах, а если 12 человек детей, то куда цветки ставили? смотрю на фото могилы женщины и не понимаю -((
anna_bpguide
Jun. 18th, 2013 05:27 pm (UTC)
как обстоятельно.
спасибо
glupii
Jun. 18th, 2013 05:31 pm (UTC)
не за что -)
Светлана Белокопытова
Oct. 23rd, 2013 03:09 pm (UTC)
Вот задалась вопросом:"А как же в действительности хоронят мусульман?" (тоже слышала о сидячем положении), нашла Ваш пост...спасибо большое за такой обстоятельный рассказ! Всегда интересно узнавать что-то новое, чтобы потом не распространять немыслимые слухи о религии, обрядах и обычаях из разряда "ОБС".
Спасибо!
glupii
Oct. 23rd, 2013 03:19 pm (UTC)
не за что, рад, что пост "пригодился" -)
приходите еще!
( 69 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2014
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Locations of visitors to this page

Рейтинг блогов

Powered by LiveJournal.com